Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятаяГенеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Ее применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия государственными органами нормативно-правовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции.

Российское законодательство конкретизирует реализацию положений Конвенции о правах инвалидов. Общие обязанности по обеспечению для инвалидов доступной среды установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»(с изменениями от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»). Этим Законом и другими нормативно-правовыми актами в течение последних нескольких лет в Российской Федерации с целью реализации положений  Конвенции о правах инвалидов создана обновленная правовая база для создания доступной среды для инвалидов.

Доступность для инвалидов организациямиобеспечивается двумя способами:

- Во-первых, доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п.

Во-вторых, доступность услуг этих организаций для инвалидов путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п.

К обязанностям по обеспечению физической доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также предоставляемых в них услуготносятся:

-обеспечение возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

- допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются Министерством труда и социальной защиты РФ.

К обязанностям, направленным на устранения факторов, препятствующих получению инвалидами необходимой информации на объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктурыявляются:

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

-создание условий для беспрепятственного пользования средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

К обязанностям, возлагаемым на работников организаций, контактирующих с населением относится:

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Помимо указанных выше обязанностей Законом предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур  выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

В указанной ст. 15 Закона уточняется, что в случаях, если существующие объекты социальной транспортной и инженерной инфраструктуры невозможнополностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны обеспечить доступность этих объектов для инвалидов одним из следующих способов:

         - согласовать способ доступа инвалидов к месту предоставления услуги с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа;

- либо, когда,это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Важной составляющей деятельности по обеспечению доступности зданий, сооружений и предоставляемых населению услуг является соблюдение этических правил общения с инвалидами.

Необходимо обратить внимание, что принятие решения о выборе одного из двух вышеперечисленных вариантов относится к компетенции собственника объекта соответствующей инфраструктуры, а не руководства организации, в ведении которой находится данный объект.

         Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах их полномочий должно осуществляться инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг.

За неисполнение законодательства об обеспечении доступной среды для инвалидов установлена административная ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

- уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур - от  2  до 3 тысяч рублей для должностных лиц; от  20 до 30 тысяч рублей для юридических лиц;

- отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами - от  2  до 3 тысяч рублей для должностных лиц; от  20 до 30 тысяч рублей для юридических лиц;

- нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления - от 3 до 5 тысяч рублей на должностных лиц;

- нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов - от 3 до 5 тысяч рублей на должностных лиц; от 30 до 50 тысяч рублей на юридических лиц.

Установленные на уровне закона требования, обеспечивающие для инвалидов доступность объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также предоставляемых ими услуг, конкретизированы в специальных правилах, которые сконцентрированы в документах, которые называются сводами правил и утверждаются Госстроем России.

При оценке параметров доступности учитываются в первую очередь требования Свода правил СП 59.13330.2012«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», который носит обязательный характер исполнения.

Необходимость безусловного исполнения требований досягаемости и безопасности указана и в ст.30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Финансовые затраты в части обеспечения доступности несут собственники и балансодержатели объектов.

В Краснодарском крае принятЗакон Краснодарского края от 27 апреля 2007г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае».

В Краснодарском крае и в том числе в Динском районе формирование доступной среды для маломобильного населения проходит при активном участии общественных организаций, представляющих интересы этих групп.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 27 апреля 2007 года №1229-ФЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае", а также постановлением главы администрации Краснодарского края от 8 октября 2007 года № 950 "О согласовании заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте с органами социальной защиты населения Краснодарского края в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан" все здания, проектируемые и подлежащие реконструкции на территории Динского района, должны проходят предварительное согласование в управлении социальной защиты населения в Динском районе  на соответствие нормам, а затем уже поступают в администрациисельских поселений.

Управлением социальной защиты населения в Динском районе ежегодно проводится мониторинг доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Динского района на основании сформированных и утвержденных Реестра приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, и Плана проведения мониторинга, которые ежегодно до 25 декабря размещаются на информационном портале (сайте администрации Динского района),кроме объектов внесенных в Реестр мониторинг проводится и по вновь введенным объектам и по обращениям граждан и СМИ.

В 2016 году УСЗН проведен мониторинг доступности 378 приоритетных объектов, что составляет 100% от общего количества приоритетных объектов по реестру.

По результатам проведенного мониторинга 242 приоритетных объектов признаны доступными для инвалидов, 131 объект признан не доступным.

Проведение мониторинга объектов на доступность для маломобильных групп населения находится на особом контроле прокуратуры.

Управлением социальной защиты населения в Динском районе ведется работа по составлению протоколов об административных правонарушениях за уклонение от исполнения требований по созданию условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктур.

В 2016 году должностными лицами УСЗН, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, составлено и направлено на рассмотрение в суд 36 протоколов об административных правонарушениях на 43 объекта, по статье 9.13 КоАП РФ – 18 протоколов.

В результате рассмотрения судами административных дел назначено 17 административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 131,4 тыс. рублей.

В Динском районе ежегодно принимаются планы мероприятий обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры муниципального образования Динской район" на  год. На 2016 год тоже был  принят такой план на общий объем денежных средств 2422,0 тыс.руб. (деньги 2122 т.р. местного бюджета и 300 тыс.руб. внебюджетных средств). Предусмотрено было  обустройство 15 объектов, из которых обустроено 15.

Формируется план мероприятий обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры муниципального образования Динской район" на 2017 год.